О парадоксе Ферми и эпидемии одиночества
От постоянного кашля не спится. Поэтому решил попрактиковаться в написании длинных текстов и оправдать собственный ник. Итак, сегодня поговорим о том, куда нас (нас = вид Homo Sapiens Sapiens) способна вывести дальнейшая эволюция. Ещё в 50-ые годы прошлого века итальянский ученый Энрико Ферми выстроил следующий парадокс - если инопланетные цивилизации существуют, то почему мы их не видим? Если предположить, что некая цивилизация в нашей галактике осваивает путешествие с 0.1 скорости света, то за миллион лет она должна была заполнить всю нашу галактику. Далее, этот парадокс можно расширять в сторону ненаблюдаемости других цивилизаций на расстоянии с помощью технических средств. Сейчас у каждого в кармане есть излучатель радиоволн, планета Земля довольно сильно "светится" в радиодиапазоне, при отсутствии видимых природных источников радиоизлучения. Наша планетка должна быть заметна с некоторого расстояния. Так почему же мы не видим ничего подобного нам на небе?
Я отложу в сторону чисто технические стороны (падение интенсивности ненаправленного радиоизлучения по квадрату от расстояния, возможность передачи информации в других диапазонах волн и так далее). Если посмотреть на одну из самых известных формул - уравнение Дрейка - мы можем увидеть в ней один "нюанс" - сомножитель L - время, в течение которого разумная жизнь существует, может вступить в контакт и хочет этого. Справедливости ради, все сомножители уравнения Дрейка сложно оценивать, но L - самый неочевидный из всех. Моя главная идея - что L в космических масштабах чрезвычайно мал (от 50 до 200 лет) и поэтому значение всей формулы обращается в ноль.
Опять таки - много написано о том, как цивилизация может себя уничтожить. Но один, самый коварный способ, обойден вниманием - это своеобразное "самоубийство" общества за счет его дезынтеграции.
Давайте рассмотрим старые сообщества, существовавшие в период доцивилизации. Маленькие группы охотников и собирателей, сплоченные настолько, что на уровне мифологии они рассматривают себя как "семью" произошедшую от какого-то тотемного животного. Зачастую, вера в это настолько сильна, что обычаи разрешают брать жен только из других племен - брак с женщиной из своего племени считается инцестом. За счет сплоченности, племя способно противостоять силам природы, которые пытаются их уничтожить, потому что других средств для противостояния с природой у них нет.
Время идет, некоторые племена оказываются сильнее и воинственнее других. Они уничтожают и/или ассимилируют соседей. Возникают первые государства, в которых завоеватели становятся правящей кастой, а завоеванные - низшими. На этом этапе возникает первый разлом - общение в кастах замыкается, общение между кастами, как правило, жестко протоколировано. Общество становится все сложнее и сложнее, появляется сословие жрецов, артистов, ученых - и каждое сословие замыкается на себя, иногда по религиозным, иногда по практическим соображениям. Так продолжается до середины XIX века — взрывной рост городов перемешивает сословия, а идеи просвещения сплачивают людей, делая из них по сути, огромные племена. Вследствие этого, начинается взрывной рост науки, техники и искусств — ранее разделенные люди начинают плотнее взаимодействовать друг с другом. Однако, концепция нации имеют в себе и темную сторону — пропаганде становится легче эксплуатировать ту самую сплоченность. Как результат — две мировые войны и дискредитация самой идеи нации. Весь двадцатый век проходит под флагом того, что французский философ Жан-Франсуа Лиотар назвал «крушением метанарративов» - больших идеологических проектов. И вновь, то что должно было освободить человека от «капания на мозги» религиозным или идеологическим бредом обернулось против него — вакуум метанарративов заполнил постмодернистские игры с языком, бесконечные анализы дискурсов и, чуть позже, интернет с его мемами. Человеку стало ещё сложнее описать кто-то такой и кем он является, но стало легче найти того, кто виноват во всех его бедах — он буквально в паре кликов от него. Любая государственная власть, разумеется, этому очень рада — можно смело обвинять соседние народы в «фашизме» и закидывать их ракетами, можно искать внутренних врагов, доморощенных террористов не любят радужные флаги или дорогого президента, можно разоблачать заговоры и ловить гадящего в подъезде Сороса или Гейтса. В результате — мы больше не общество, мы множество одиночек, полных рессентимента, исходящим ядом в бесконечных срачах. И рано или поздно, без идеи будущего, энергия нефти и газа закончится, вай-фай точки погаснут и наша планета погрузится во мрак.
Сообщение было изменено 14.03.2025 17:35