144 000 ЗАПЕЧАТЛЕННЫХ ИЗ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ. ТОЛКОВАНИЕ СВЯТЫХ ОТЕЦ.
И҆ слы́шахъ число̀ запечатлѣ́нныхъ: сто̀ четы́редесѧть четы́ри ты́сѧщи запечатлѣ́нныхъ ѿ всѧ́кагѡ колѣ́на сынѡ́въ ї҆и҃левыхъ. Ѿ колѣ́на ї҆ѹ́дова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на рѹві́мова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на га́дова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на а҆си́рова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на нефѳалі́млѧ двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на манассі́ина двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на сѷмеѡ́нова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на леѵі́ина двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на ї҆ссаха́рова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на завѹлѡ́нѧ двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на ї҆ѡ́сифова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ: ѿ колѣ́на венїамі́нова двана́десѧть ты́сѧщъ запечатлѣ́нныхъ.
(Откр.7,4-8)
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
(Откр.7,4-8)
Святитель Андрей Кесарийский:
Иуда переводится словом исповедание, которым отличаются спасающиеся исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.
Рувим значит сын видения; этим означаются те, кто сердечною чистотою приобрел духовное видение.
Гад — искушение. Им знаменуются получившие славу за перенесение искушений, подобно Иову.
Асир — блаженство. Указывается на получивших Владычнее блаженство за достойную жизнь, сподобившихся стать одесную Христа и оказавшихся сынами дня и света.
Неффалим — молитва. Указывается на прилепляющихся к Богу непрестанною молитвою.
Манассия — забвение. Указывается на оставивших ради угождения Богу все, что позади их, и отеческий дом.
Симеон — послушание. Указывается на оправдываемых за повиновение Божественным заповедям.
Левий — приятый. Указывается на принятых Христом за жизнь, достойную священника. Левий стоит восьмым, ибо истинное священство открывается после восьмого дня воскресения.
Иссахар — награда. Указываются получающие от Бога награду за добродетельную жизнь.
Завулон — жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2Кор.2,15).
Иосиф — приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни. Вениамин — сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11:25-26).
Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс.44,17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле.
Святой Беда Достопочтенный:
Этим конечным числом обозначается неисчислимое множество всей Церкви, подражанием рожденной от патриархов либо в потомках по плоти, либо по вере. Если же вы Христовы, говорит апостол, то вы семя Авроамово (Гал.3,29). Об умножении совершенства говорит и умножение двенадцати на двенадцать, исполненное прибавлением тысячи, которая является десятью в кубе и символизирует неразрушимую жизнь Церкви. Поэтому нередко ее представляют числом двенадцать: ведь она в четырехсоставном мире стоит верой во Святую Троицу (трижды четыре равно 10+2). По этой причине для проповеди веры и были избраны двенадцать апостолов, а именно, символизируя числом тайну своей миссии.
Естественно, что Иоанн начинает с колена Иудина, из которого произошел наш Господь, и пропускает колено Даново, из которого, как говорят, выйдет антихрист, как написано: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад (Быт.49,17)1. Ведь он решил не по порядку следования земных поколений, но по истолкованию имен изложить добродетели Церкви, спешащей от нынешних исповедания и хвалы к вечной жизни, - так переводятся имена Иуды, стоящего первым в списке, и Вениамина, стоящего последним. Итак, первым стоит Иуда, чье имя переводится как исповедание или хвала, потому что, не положив начало исповеданию, никто не достигает вершины доброделания; если мы не отречемся в исповеди от злых дел, то не узнаем о добрых. Следующим стоит Рувим, чье имя переводится видящий сына. Под сыном здесь подразумеваются дела, по свидетельству псалмопевца, который, произнося благословения доброму мужу, среди прочего говорит: сыновья твои, как масличные ветви. И ниже: увидишь сыновей у сыновей твоих (Пс.127,3-6). Ведь неверно, что боящийся Бога не может быть блажен, если не родит детей и внуков; верных дев ждет лучшая награда. Нет, дети - это дела, а внуки - плоды дел, то есть вечная награда. Рувим следует за Иудой, то есть, когда заложена основа исповедания, покаяния и хвалы, приходит совершенство поступков. Однако, поскольку многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14,22), за Рувимом следует Гад, чье имя можно понять как искушение или препоясанный, приготовленный. После того, как человек положил начало доброделанию, он должен подвергнуться более тяжелым испытаниям, чтобы приготовить его к более серьезным сражениям и подтвердить крепость его веры. Соломон говорит: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то стой в справедливости и страхе и приготовь душу твою к искушению (Ср. Сир.2,1). И псалмопевец подтверждает: Ты препоясал меня силою для войны (Пс.17,40).
И поскольку мы благословляем тех, кто выстоял в страданиях, то, согласно порядку, после Гада идет Асир, то есть блаженный. Ибо блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак.1,12). Сохраняемые надежным обетованием такого блаженства не испытывают стеснения, но, радуясь в надежде и терпеливо перенося искушения, воспевают с псалмопевцем: В тесноте Ты давал мне простор (Пс.4,2), и также: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс.118,82); восклицают вместе с матерью блаженного Самуила: Широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем (1Цар.2,1). И поэтому далее следует Неффалим, то есть широта2. Однако за ним идет Манассия, чье имя значит забывший или нужда. Тайна этого имени обращает наше внимание на то, чтобы мы, наученные стеснением нынешнего времени, забывали заднее и, по слову апостола, простирались вперед3, чтобы мы заботились о плоти, не потакая ее желаниям, но только лишь стесненные нуждой, связанной с тем, что мы - люди. Об этом, тоскуя по лучшему, молил и псалмопевец: Выведи меня из бед моих (Пс.24,17)4.
Следующим стоит Симеон, то есть услышал скорбь либо имя обители, и самим смыслом этих слов Иоанн ясно показывает, что здесь нужно иметь и чего целесообразно ожидать. Ибо радость небесной обители даруется тем, чей дух здесь познал скорбь плодотворного покаяния. О них и говорится: Печаль ваша в радость будет (Ин.16,20). Поэтому далее следует Левий, то есть прибавленный, что говорит нам либо о тех, что временным приобретают вечное, как утверждает и Соломон: Богатством своим человек выкупает жизнь свою (Притч.13,8), либо тех, что, следуя совету Божию, принимают в этом веке стократное умножение испытаний, в будущем же веке - жизнь вечную. С этим согласно и Писание: кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл.1,18). По этой причине горькие испытания были прибавлены и блаженному Иову, чтобы, показав себя испытанным, он изобильнее получил лучшую награду. Не случайно в верном порядке следующим идет Иссахар, что переводится как награда. Как учит апостол, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8,18).
Бог действует и совершенствует все это в жилище силы - так переводится имя Завулон, - когда сила совершается в немощи (2Кор.12,9). Таким образом, тело, которое враги считают немощным и через которое они стремятся внести в душу погибель, с Божьей помощью, со счастливо прибывшим подкреплением оказывается непобедимым. Это и означает имя Иосиф - прибавление благодатных даров. Ты можешь понимать вышесказанное либо как умножение духовных даров от возвращенных в двойном объеме талантов, либо как те дары, что приносят Богу Искупителю поклоняющиеся Ему верные. Чтобы ты понял, что не случаен порядок перечисления здесь колен Израильских и что перевод их имен символизирует тех, кто окажется по правую руку от Христа, вечного царя, на будущем суде, - Вениамин, как я уже говорил, стоит на последнем месте. Его имя переводится как сын правой руки, потому что им завершается перечисление. Когда будет повержен последний враг - смерть, избранным будет даровано счастье будущего наследия, и либо каждый из верных назовется сыном правой руки, либо весь собор Церкви, о которой поют: стала царица одесную Тебя в Офирском золоте (Пс.44,10).
1 Также см. Ипполит Римский, О Христе и антихристе.
2 Филон Александрийский, О сновидениях 2.36.
3 Ср. Флп. 3:13.
4 В латинском тексте и в тексте Вульгаты стоит из нужды моей.
(Изложение Откровения)
Блаженный Иероним Стридонский:
Кто-то спросит: где же написано, что весь Израиль спасется? Во-первых, сам апостол говорит: когда войдет полнота язычников, тогда спасется весь Израиль (См. Рим.9-11, особенно стих 11,26). Кроме того, Иоанн говорит в своем Откровении: Из колена Иудина уверуют двенадцать тысяч, из колена Рувимова уверуют двенадцать тысяч, и о прочих коленах то же говорится; и всего уверовавших будет сто сорок четыре тысячи. Если бы уверовал Израиль, Господь наш не был бы распят; если бы Господь наш не был распят, не пришло бы спасение множеству язычников. Следовательно, иудеи уверуют, но уверуют в конце мира. Не время было им уверовать в крест. Если бы они уверовали, Господь не был бы распят. Не время было им уверовать. В их неверности наша вера, в их поражении наше возвышение. Это было не их время, чтобы оно стало временем нашим.
(Трактат на Евангелие от Марка)
Экумений:
Много было среди иудеев уверовавших во Христа - больше чем здесь обозначено, - которым обещано было спасение во время всеобщей гибели, по свидетельству тех, кто говорил с Павлом, когда тот был в Иеросалиме: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев (Деян.21,20). И вероятно, не только верные спаслись, но и те, кто по неведению и обману содействовали распятию Господа, о каковых Он сказал: Отче! прости им, ибо не знают, что творят (Лк.23,34). И не только эти, но и те, кого в то время не было, или те, кто не жил в Иеросалиме, и в силу этого не был сообщником безчестного сборища достойных проклятия первосвященников относительно распятия; или, будучи там, они были вовлечены в преступление. Он сам благословил все, что происходит под небом, - в противоположность тому, что хотел богоненавистный синедрион беззаконников. Вероятно, все вышеупомянутые впоследствии были отмечены печатью веры Христовой. Ведь иначе не назвал бы их ангел рабами Божиими. Когда же они спаслись - бегством или переходом к римлянам, - то оставшихся нечестивцев постигла ужасная гибель, и они сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1Кор.4,9) в смысле, отличном от того, что имел в виду Павел, говоря о святых апостолах. И конечно же, свидетельствует об этом Иосиф, который насчитал более десяти тысяч погибших от голода1.
То, что равное число из каждого колена было запечатлено и уверовало, означает, что они проявили равное усердие и придерживались одной веры, пусть даже и спасется, и уверует во Христа из одного колена больше, а из другого меньше. Их презирали иудеи, но мы наряду со всеми надмирными созданиями их почитаем ныне и присно и во веки веком.
1 Иосиф Флавий, Иудейская война.
(Комментарий на Откровение)
А.П. Лопухин:
Этих запечатленных из всех колен израилевых оказалось 144 тысячи. Самое число 144 т. по согласному мнению толкователей, очевидно, символическое и должно означать полное число избранных (12 х 12 х 1000). Они названы израильтянами и притом прямо с указанием на 12 колен народа израильского. Но ни то, ни другое обстоятельство не вынуждает с необходимостью заключать, что здесь имеются ввиду израильтяне по плотскому происхождению. И христиане, составляющие новозаветную церковь, которая является продолжением и заменою церкви ветхозаветной, могут быть названы истинными израильтянами, если не по плоти, то по духу Hengstenberg, Suller, Kliefoth и др. Такое понимание вполне соответствует Апокалипсису (Откр. 2,9; Откр. 3,9). Под запечатлением нельзя здесь подразумевать обращение евреев в христианство общею массою в последнее время (Рим.11,25-26). Это запечатление не может быть приравнено к принятию христианства, ибо печать налагается на тех, кто уже рабы Божии (ст. 3). Лучше всего под запечатленными разуметь совершенных верующих последнего времени, которые достигнут высшего совершенства и одухотворенности после общего обращения в христианство израильтян - тогда, когда и Израиль по плоти, и Израиль по духу составят единое стадо Христово. Запечатленные Ангелом суть совершеннейшие из христиан последнего времени, избранный народ Божий - тот самый, о котором упоминал Спаситель в Своей эсхатологической речи (Мф.24,22).
(Толковая Библия)
Культурно-исторический комментарий:
Поскольку это полное число рабов Божьих (7,3), праведных (1,1; 2,20; 22,6), то 144 тыс. и этническое предназначение может иносказательно указывать на истинных последователей Израиля Божьего (последователей Исуса; ср.: 2,9; 3,9; 21,2-14). Независимо от того, буквальное это число или символическое, здесь видно отчетливое указание на ветхозаветную и общую иудейскую концепцию восстановления Израиля, которая преподносится, как обычно, с позиций восстановления верного остатка из двенадцати израильских колен.
В традиционном понимании иудаизма двенадцать колен все вместе унаследуют землю (Иез. 48). Но для сохранения числа двенадцать, даже считая Иосифа и Манассию (колено Иосифа обычно подразделялось на две части, представленные его сыновьями Манассией и Ефремом) и не упоминая колена Левия, нужно было опустить одно из колен, в данном случае — Дана, первого в списке у Иезекииля (48,1). (Иудейские комментаторы уже во II в. н. э. связывали колено Дана с идолопоклонством, но никаких специальных свидетельств по поводу того, что именно поэтому Дан исключен из списка, не приводится. Грехи Дана Суд.18,30; 3Цар.12,29; Ам.8,14; ср.: Книга Юбилеев 44,28-29 - это не только те, что отмечены в Ветхом Завете и которые заставили сравнивать Дана со "змеем на дороге" Быт.49,16-17 — тоже слишком далекая ассоциация здесь.) Факт исключения Дана из списка подчеркивает символический смысл, который Иоанн придает всему отрывку; возможно, это нужно, чтобы показать опасность отступничества даже среди народа Божьего (ср.: Ин.6,70; 1Ин.). Последовательность колен сама по себе, вероятно, не имеет значения: в Ветхом Завете она существенно варьируется. Эти двенадцать племен в I в. уже не существовали как самостоятельные этнические общности; за малым исключением, предками признавались только Иуда, Вениамин и Левий, а ныне даже большинство из этих различий перестают быть определенными. Точное число — двенадцать — для каждого колена служит еще одним указанием на символический характер этого отрывка: в еврейских текстах эта цифра обозначала число Божьего народа (напр., в Свитках Мертвого моря) и 144 000 = 12 х 12 х 10 х 10 х 10. Символика чисел для еврейского мышления была особенно важна в свете грядущего. (Некоторые нумерологические курьезы нашли свое отражение в художественной литературе, напр., семь дев, которые прислуживали Асенефе, все родились в ту же ночь, что и она; но символические тексты были характерны и для апокалиптических произведений; см., в частности, коммент. о временах к Отк.12.)
Сообщение было изменено 28.03.2023 05:38